четверг, 18 сентября 2014 г.

Доклад по профилактике на тему: « Предупреждение дефектов воспитания в неполных семьях»



Неполная семья-это малая социальная группа, состоящая из одного родителя и проживающих вместе с ним детей. Ухудшение нравственного и социального воспитания, начавшегося в начале прошлого века, люди все более безответственно относятся к созданию семьи, рождению и воспитанию детей. Во многих семьях дети становятся досадной помехой. В лучшем случае их терпят, в худшем - выгоняют на улицу. Проживание детей в условиях неполной семьи повышается вероятность их неправильного воспитания, ведущего к формированию асоциальных форм поведения. Длительное пребывание в условиях неблагоприятных обстоятельств, сниженной жизнедеятельности неполной семьи вызывает в развитии и поведении детей глубокие изменения. Среди них неадекватное осознание детьми окружающей действительности; искривление ценностных ориентаций; разрушение веры в идеалы, закрепление нереалистических социальных установок; формирование комплексов неполноценности. У таких детей отмечается раннее взросление, знакомство с теневыми сторонами жизни. Выходцы из неполной семей отличаются заниженными познавательными потребностями.

Таким образом, всевозможные недостатки в учебе и отклоняющееся поведение детей из неполных семей фактически запрограммировано:
-        из-за неудовлетворенности эмоционального контакта с родными людьми,
-   положительной оценки с их стороны,
-   неудовлетворенной потребности в любви и ласке,
-              уменьшение возможностей удовлетворения материальных потребностей.
На разработке методик воспитания детей из неполных семей, беспризорных расцвел педагогический талант А.С. Макаренко.
Многие его выводы и теоретические обобщения актуальны и сегодня. Изучая педагогический опыт А.С. Макаренко, школа найдет немало ценных советов.
К неполным семьям А.С. Макаренко относит и семьи с одним ребенком. Семья в которой два родителя и один ребенок, одинаково сложная. У единственного ребенка не могут сформироваться те качества, которые закладываются бессознательно и в очень раннем возрасте.
А наука доказала, что среди генов человеческого детеныша есть ген сосуществования и если это сосуществование не реализуется в полной мере, то у ребенка формируется комплекс эгоцентризма. Такая жизнь сложна и неуютна, так как нужно постоянно отстаивать и защищать от других свое «Я» и свое « Мое». Дружба, любовь, забота, сотрудничество остаются у эгоиста невостребованными и нереализованными.
Единственный ребенок в семье становится предметом общих забот и повышенного внимания. Это -может привести к развитию у него индивидуализма, к ослаблению воли, трудоспособности, повлечь за собой повышенную возбудимость. Постоянное руководство со стороны взрослых тормозит воспитание самостоятельности, инициативности, вызывает вялость, нервность.
Педагогический опыт А.С. Макаренко убеждает: неполные семьи наиболее ранимы в воспитательном плане. Чтобы оказать им действенную поддержку, необходим комплексный подход в изучении детей из неполных семей. Он, по утверждению А.С. Макаренко должен включать:
- выявление социального окружения ребенка;
- синтетическое изучение среды ради совершенствования личности в целом;
Организацию определенных изменений в условиях развития ребенка, соединенных требованиям ответственности и уважения к нему; *включение детей в различные виды деятельности с целью социализации.
Воспитание детей из неполных семей - важная социально- педагогическая проблема, решение которой становится неотложной задачей. В наше время остались не решенными вопросы, среди них:
-     раскрытие специфики воспитания детей в условиях неполной семьи;
-     устранение трудностей, возникающих в период межличностных столкновений интересов совместно или отдельно проживающих родителей;
-возможности правильного проявления отцовской (материнской) любви и сохранения авторитета единственного воспитателя ребенка;
-целесообразность участия отдельно проживающего отца в общении и воспитании ребенка;
-формирование определенных установок в поведении ребенка после развода родителей;
-построение взаимоотношений детей с родственниками бывшего отца (матери);
-разрешение вопросов социальной помощи, улучшение материальной стороны жизни семьи.

Современным учителям пригодятся накопленные в опыте прошлого столетия педагогические рекомендации по преодолению дефектов воспитания в неполных семьях:
-     создание педагогически целесообразных отношений в неполных семьях различных типов;
-     индивидуализация работы общественных учреждений с детьми к неполных семей;
-сотрудничество воспитательных учреждений, семьи и общественности: в нейтрализации негативного влияния среды, общественных условий для обеспечения жизненных потребностей детей;
- работа по         устранению и недопущению беспризорности, бродяжничества;
- оказание общественной помощи семьям чтобы они не распадались;
- юридическая ответственность всех виновных за распад семей и правильное воспитание детей.
Главным направлением работы в классе станет координация и усиление компенсаторной деятельности взрослых-учителей и воспитателей, предполагающее замещение ребенку недостающих родителей, создание ситуаций для ребенка-эгоиста, осуществляющих  им качеств сотрудничества,дружбы, сопереживание. Хотя родительской любви, братьев и сестер никто, некогда и нечем заменить не сможет, но для устранения дефицита необходима компенсация. Только благодаря ей можно несколько улучшить формирование взаимоотношений с другими людьми, отогреть детское сердце.







Комментариев нет:

Отправить комментарий