четверг, 18 сентября 2014 г.

Инклюзивное образование в Салавате



Новый закон об образовании, на многие годы опреде­ляющий вектор развития системы образования, впервые официально закрепил понятие «инклюзивное образование» в нашей стране.Инклюзивное образование - первая инновация в рос­сийской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психо­логами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для об­разования в целом.
Поэтому меня, как маму ребенка-инвалида, как педаго­га, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как председателя городской общественной орга­низации матерей, воспитывающих детей-инвалидов, радует и одновременно волнует это событие.
Проблема актуальна не только для нас. В июне те­кущего года мы были участниками российско- германского конгресса «Вызов Инклюзия?» в г. Москве, где рассматривалась практика внедрения инклюзивно­го образования в школах России и Германии. Было отмечено, что это сложный процесс, требующий органи­зационных, содержательных, ценностных изменений как в школе, так и во всем обществе, а самое главное - в сознании людей. Слушая выступления докладчиков, мы отмечали, что многие из названных проблем в нашем городе постепенно решаются. Целенаправленно ведет­ся работа по созданию и улучшению условий жизни детей-инвалидов и их семей по формированию в обще­ственном сознании отношения к ним как к равным членам общества. В городе успешно реализуется целе­вая программа «Доступная среда», созданы Общественная инспекция, курирующая ее выполнение, и Координационный Совет по делам инвалидов.

В феврале 2013 года в администрации города прове­ден круглый стол по проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья. На вопросы родителей детей - инвалидов отвечали руководители и специалисты отдела образования, детской объединенной больницы, пенсион­ного фонда, управления труда и социальной защиты населения, комплексного центра социального обслужи­вания населения. Такой разговор за многие годы состоялся впервые, и мы очень надеемся, что такие встречи будут регулярными, а острых вопросов и нере­шенных проблем будет намного меньше.
 С другой стороны, нельзя не согласиться с мнением участников конгресса о том, что существует опасность потери лучших достижений системы образования стра­ны под видом внедрения нового.
Во многих регионах России поспешно стали ликвидировать коррекционные и специальные школы, чего делать ни в коем случае нельзя, так как не каждый ребенок - инвалид может обучаться в нормальной школе, какие бы условия там ни были созданы. Одновременно должны из­мениться критерии оценки деятельности коррекционных и специальных учреждений, которые должны стремить­ся инклюзировать детей - инвалидов и направлять их в нормальные школы, сохраняя за собой функции учебно-методических и консультационных центров.
Очень важной проблемой является отсутствие нор­мативно-правового поля. Закон об инклюзивном образовании принят только для города Москвы, который устанавливает нормы количества инвалидов в классе (на­пример, у нас в колледже в разных группах обучаются от 3-х до 16 инвалидов; нагрузка для учителей разная); фи­нансирование образовательных учреждений и т.д.
Родителей очень волнует вопрос психологических барьеров. Готовы ли родители здоровых детей к тому, что за одну парту с их ребенком сядет ребенок-инвалид? Го­товы ли ученики, часто лишенные сострадания, к тому, что рядом окажутся сверстники, не похожие на них? Уве­рены ли мы, что дети с ограниченными возможностями здоровья не станут объектом жестоких насмешек? Готов ли учитель к тому, что в одном классе могут оказаться слабовидящие, слабослышащие, дети с синдромом Дау­на и аутичные дети? Готовы ли руководители и педагогические коллективы к постоянному присутствию в школах посторонних людей - тьюторов, сопровождаю­щих детей-инвалидов?
В начале лета на страницах городской газеты «Вы* бор» мы пригласили всех заинтересованных лиц к обсуждению вышеназванных проблем. На призыв актив­но откликнулись родители детей-инвалидов, которые видят в инклюзии не только плюсы, но и минусы. Мы сда­ли ответной реакции педагогов, специалистов, но, к сожалению, ее не последовало...
За четыре года обучения студентов-инвалидов мы убе­дились, что выпускники с ограниченными возможностями здоровья конкуренции при трудоустройстве не выдержи­вают. Центр занятости принимает меры: на предприятиях устанавливаются квоты на трудоустройство инвалидов. Но руководители берут их на работу с нежеланием. Сле­довательно, трудоустройство лиц с самыми тяжелыми формами нарушений должно быть организованно. С этой целью необходимо создавать хотя бы малые предприя­тия. Коллеги, которые участвовали в мероприятиях, проведенных совместно с германскими специалистами в нашем колледже, видели опыт организации работы по­добных предприятий. Колледж готов начать такую работу в порядке эксперимента, но не без помощи руководства города и коллег.
Опираясь на наш опыт работы со студентами раз­ных образовательных потребностей, мы можем посоветовать следующее:
- в течение учебного дня сопровождение особого ре­бенка осуществляют педагог-психолог, тьюторы, классные руководители, родители;
- учителя обязательно проходят специальную подготовку,
- для каждого особого ребенка разрабатывается ин­дивидуальная учебная траектория, которая включает в себя уроки в классе, индивидуальные занятия, занятия с психологом;
- активное привлечение родителей к участию в про­цессе обучения и воспитания.
Могу добавить, что педагогический коллектив коллед­жа активно делится опытом, готов и в дальнейшем продолжать плодотворное сотрудничество со всеми за­интересованными лицами в решении поставлен­ных задач.

Комментариев нет:

Отправить комментарий