четверг, 18 сентября 2014 г.

ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ



Слово рефлексия происходит от латинского REFLEXIO - обращение назад. Словарь иностранных слов определя­ет рефлексию как самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают са­моанализ деятельности и ее результатов.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
При проведении рефлексии следует учитывать воз­раст учащихся и их категорию.
Проведение рефлексии настроения и эмоционально­го состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в кон­це деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения: букет настрое­ния, цветок настроения либо дерево настроения; эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

На среднем и старшем этапах обучения можно исполь­зовать следующую опору.
Рефлексия деятельности. На этапе защиты проект­ных работ я использую оценочные карты, цель которых - научить адекватно оценивать себя и других. В начале урока на этапе warm-up я обычно использую прием «Корзина идей, понятий, имен» или прием «Кластер».
Рефлексия содержания учебного материала исполь­зуется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного пред­ложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (выс­казывания “Я не знал... - Теперь я знаю..."); достаточно известный прием синквейна.
Для подведения итогов урока можно воспользовать­ся упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письмен­но, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что по­нравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке. В графу «И» - «инте­ресно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, вопросы к учителю. Это упраж­нение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его сточки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-ни­будь пригодиться.
В зависимости от особенностей восприятия и пере­работки информации учащихся условно можно разделить на четыре категории: визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты. Визуалы воспринимают большую часть инфор­мации с помощью зрения, аудиалы - через слуховой канал, кинестетики - через другие ощущения и с помо­щью движений, а дискреты (не встречаются в начальной школе) - через логическое осмысление. И мы, учителя, должны представлять информацию детям, используя все каналы восприятия. Тогда у каждого из них есть шанс ус­воить хотя бы часть сообщений.
Как определить модальность восприятия учащихся? Посмотрите, кто как записывает домашнее задание. Ви­зуалы послушно открывают дневники и переписывают с доски то, что задано на дом. Аудиалы, прежде чем запи­сать домашнее задание, попросят учителя озвучить запись на доске, а потом еще переспросят у соседа по парте, что задано. Со слуха запишут эту информацию себе в днев­ник. Кинестетики чаще всего отмечают номера нужных упражнений прямо в учебнике.
Когда мы прослушивали и пели песню, аудиалы слу­шали, хлопали в ладоши, смотрели на меня; визуалы - следили по учебнику и отбивали в такт карандашом, кине­стетики - стучали карандашом, но не смотрели в учебник.
Все это мы должны учитывать и при проведении рефлексии. В моей группе преобладают визуалы, по­этому я выбрала такой способ проведения рефлексии, при котором преобладала наглядность, хотя этот вари­ант подходит детям с любой модальностью восприятия. Но эту же рефлексию можно было провести еще дву­мя способами:
- Аудиалы: устно, фронтально: Do you like the lesson today?
- Кинестетики. раздать карточки «рожицы», и дети изображают настроение, дорисовав ротик смайлику.
Из всего сказанного можно сделать вывод: рефлек­сия - это не пустая трата времени, а важный и необходимый этап урока. Она способствует развитию очень важных качеств современной личности: самостоя­тельность, предприимчивость и конкурентоспособность, что облегчит вхождение личности в мировое сообщество и позволит успешно функционировать в нём.
Т.А. Фахретдинова.
учитель английского языка СОШ №22

Комментариев нет:

Отправить комментарий