четверг, 18 сентября 2014 г.

Организация обучения на дому детей с интеллектуальными нарушениями


Абуталипова Э.Н., Аглиуллина З.А., директор по УВР Уфимской специальной (коррекционной) школы-интерната № 63 VIII вида
Современные требования общества к развитию, личности детей, имеющих от­клонения в развитии, диктуют необходимость более полной реализации идеи индиви­дуализации обучения.
В настоящее время в общей детской популяции имеется значительное количест­во детей с особыми потребностями в обучении и воспитании. Это те потребности, ко­торые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых. Ребенку с ограниченными возможностями здоровья требуется комплексное вмешательство специалистов - врачей, дефектологов, логопедов, психологов, соци­альных педагогов.
Имеется ряд факторов, которые невозможно не учитывать при организации пе­дагогической и коррекционно-развивающей работы с данным контингентом детей, а именно:
-                степень тяжести их дефекта;
-                состояние здоровья;
-                типологические и характерологические особенности ребенка;
-                социальная среда и материальные условия формирования личности ребенка;
-                готовность его к школе;
-                наличие навыков самообслуживания и элементарных трудовых навыков;
Следовательно, имеется необходимость оказания комплексной дифференциро­ванной помощи детям с ограниченными возможностями на основании рекомендаций медиков, специалистов психолого-медико-педагогических консультаций (Г1МПК) и реабилитационных центров. Таким образом, комплексная программа подготовки де­тей к жизни в современном социуме должна быть направлена на преодоление трудно­стей овладения программными знаниями, умениями, трудовыми и коммуникативны­ми навыками, оздоровления.
Одна из форм получения образования — надомное. Оно рассчитано на детей, ко­торые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения. Су­ществуют два варианта домашнего обучения для детей:
1.              По общеобразовательной программе с выдачей документа (аттестата) государ­ственного образца о среднем общем образовании;
2.              По вспомогательной (специальной коррекционной) программе с выдачей до­кумента (свидетельства) нецензового образования.
1.              Дети, которые учатся по общеобразовательной программе, проходят те же предметы, выполняют задания и контрольные работы, сдают государственные экза­мены наравне со своими сверстниками.
2.              Дети, которым рекомендовано заниматься по специальной (коррекционной) программе, нуждаются в специфических образовательных услугах, организованных по специальной учебной программе, в основе которой лежит особый Базисный учеб­ный план.
Средние общеобразовательные школы не имеют соответствующего методиче­ского обеспечения, правовой и нормативной базы, регламентирующей взаимоотно­шения между участниками образовательного процесса, главное - подготовленных
специалистов: учителей-дефектологов, специальных психологов, логопедов. Работал» с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии, должны учителя, прошедшие подготовку по специальной психологии и олигофренопедагогике. Эти требования еще более высоки к педагогу, обучающему ребенка на дому.
В настоящее время в общей детской популяции наблюдается рост количества де­тей с особыми потребностями в обучении и воспитании, в том числе и с нарушениями в интеллектуальном развитии, которое может различаться по степени сложности и наличием сопутствующих заболеваний. Такие дети, с особыми образовательными по­требностями, нуждаются в пристальном внимании со стороны семьи, школы, органов образования, здравоохранения, социальной защиты и даже правоохранительных ор­ганов. Основанием для организации обучения ребенка на дому является его гаранти­рованное право на получение соответствующего его возможностям специального коррекционного образования. Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утвержден совместным письмом Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСРот 8/28.07.1980г. Правовым основанием пре­доставления особых образовательных услуг для учреждения является лицензирование и государственная аккредитация. Учебно-воспитательная деятельность такого учреж­дения должна бьггь соответствующим образом организована, что предполагает нали­чие материально-технической, научно-методической, нормативно- правовой базы.
В научном, теоретическом плане проблема обучения на дому детей с ограничен­ными возможностями здоровья является недостаточно разработанной. В настоящее время практически отсутствует информационный обмен опытом по проблеме надом­ного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому спе­циалисты Уфимской специальной (коррекционной) школы-интерната № 63 УШ вида начали поиск технологий и возможных организационных решений обучения на дому учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Значимость данной проблемы заключается также в том, что реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами образования является важ­нейшей составной частью программы их комплексной реабилитации, направленной на максимальную реализацию личностного потенциала детей и их полноценное вхо­ждение в общество.
Под надомной формой обучения мы понимаем многофункциональную систему обучения и воспитания, осуществляемую в условиях семьи, оказывающую коррекци­онно-развивающую, социально-педагогическую, медицинскую и психологическую помощь детям и подросткам.
Обучаются дети на дому в основном по медицинским показаниям и, малая часть, по социальным причинам. Ежегодно 30-35 учащихся школы вынуждены обучаться на дому. Администрация и специалисты нашей школы поставили перед собой цель - ин­тегрировать на первом этапе детей, обучающихся на дому, в школьный коллектив, следующий этап предполагает постепенное вхождение ребенка в социум.
Данная задача наиболее сложная, так как требует изменений стереотипов массо­вого мышления, установления толерантности в общественных отношениях. Ребенок с нарушениями в развитии нуждается не только в защите своих Конституционных прав, но и признания каждым членом общества его права быть таким каков он есть. Начи­нается этот процесс конечно же в семье, поэтому специалисты школы ведут кропот­ливую просветительскую работу с родителями и родственниками учеников. Дни от крытых дверей, выставки работ учеников и педагогов, родительские собрания, совме­стные мероприятия, такие как «День знания», «Последний звонок», «Выпускной ве­чер», праздничные утренники, совместные экскурсии, беседы с психологом школы, социальным педагогом, юридические консультации, т.е. постоянное живое общение помогает родителям преодолеть чувство отчужденности и безысходности. Посещая школу, присутствуя на занятиях, наблюдая за достижениями своих детей, видя любовь к их детям со стороны педагогов сотрудников школы, в сердцах родителей появ­ляется чувство благодарности, уходит недоверие и агрессивность. Родителей, особен­но матерей можно понять, они до последнего не верят в страшный диагноз, скрывают, что их ребенок учится в специальной (коррекционной) школе, страшатся будущего своего ребенка
Более успешной интеграции в общественную жизнь детей обучающихся на дому помогут новейшие технологии обучения с использованием компьютерных техноло­гий, навыков пользования сетью Интернет, а также других современных методов пе­дагогической работы.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучающийся на дому нуж­дается в такой организации комплексной помощи и поддержки, которая бы удовле­творяла бы его природным, физиолого-психологическим, возрастным и личностным качествам. Личностный (индивидуальный) подход поможет ребенку с интеллектуаль­ными нарушениями осознать себя как личность, выявить его возможности, стимули­ровать его самостановление, самоутверждение, самореализацию.


Психолого-педагогические проблемы личностно-ориентированного подходав школе VIII вида
Амекачев Ю.К., директор ГОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 59 VIII вида
К основным проблемам современного коррекционного образования относятся: успешность каждого учащегося, сохранность и укрепление его здоровья при органи­зации учебно-воспитательного процесса, процесс не механического усвоения суммы знаний, а прежде всего приобретение воспитанниками социального опыта.
Каждым творчески работающим педагогом, с какой бы категорией учащихся он ни работал, применяя современные технологии и методы, успешное решение всех пе­дагогических задач возможно лишь при «обращении» к личности учащегося, приме­няя в своей работе личностно-ориентированный подход.
Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обуче­ния является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и доста­точных условий для его развития.
Чаще всего под личностно-ориентированном обучении подразумевается гуман­ное отношение к учащимся, создание «ситуации успеха», использование развлека­тельных моментов, насыщение урока самостоятельными и творческими заданиями.
Все выше перечисленное делает учебно-воспитательный процесс более привле­кательным и результативным, но это далеко не полный перечень определений лично­стно-ориентированного обучения.
Так перед коллективом педагогов школы-интерната №59 была поставлена про­блема актуальности применения личностно-ориентированного обучения в коррекци­онной школе VIII вида.
Несмотря на то, что изначально этот вопрос казался элементарным и каждый пе­дагог смело высказывал свое мнение об однозначной необходимости его применения, говоря о том, что индивидуальный и дифференцированный подход - основа коррек­ционной педагогики, коллектив педагогов школы, углубившись в данную проблему, разделился на две группы: «за» и «против». Основной причиной противоречия взгля­дов на данную проблему педагогов школы - способ признание ученика VIII вида полноценной личностью умеющей сделать самостоятельный выбор, демонстрирую­щий самостоятельную деятельность, личностные убеждения регулирующим свое по­ведение, направляя его в нормативные рамки, ведь в личностно-ориентированном об­разовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Пе­дагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика.
Весь коллектив педагогов углубился в изучение этой проблемы. С этого момента на каждой перемене шло «бурное обсуждение»: одни высказывались о том, что лич­ностно-ориентированный подход — основа коррекционной педагогики, а не нововве­дение, другие «прорабатывали» определение «личность».
Для решения данной проблемы администрацией школы было принято решение - вынести на педагогический совет вопрос «актуальность личностно-ориентированного обучения в школе VIII вида».
В связи с этим была проведена большая работа по подготовке к педагогическому совету: проведен первичный опрос педагогов, демонстрирующий теоретические зна­ния по данному вопросу; еженедельно заслушивались выступления учителей о прак­тическом применении на уроках элементов личностно-ориентированного обучения; была подготовлена и представлена презентация о работе И.С. Якиманской - автора разработки технологии системы личностно-ориентированного обучения; организова­на книжная выставка в библиотеке школы с литературой и периодическими издания­ми по данной теме.
Весь педагогический коллектив включился в еще более подробное изучение данной темы: перечитывалась всевозможная литература, а все прочитанное акгивно обсуждалось, в уроки все чаще включались элементы личностно-ориентированного подхода и обучения. Но споры не стихали, учителя смело отстаивали свои позиции, рассуждая об актуальности и новизне личностно - ориентированного обучения.
В связи с этим было принято решение провести педагогический совет в форме «Дебаты». На педагогический совет были приглашены в качестве экспертов специа­листы кафедры коррекционной педагогики Института развития образования РБ.
В день проведения ожидаемого мероприятия, учителями школы- интерната № 59 проводились открытые уроки и мероприятия с применением технологий личностно­ориентированного обучения и лишь после их обсуждения коллектив смело дебатиро­вал по данной проблеме.
Вывод был однозначным, ведь в школе уже ведется большая и серьезная работа по включению личностно-ориентированных технологий в учебно-воспитательный процесс, в частности технологии обучения в сотрудничестве: переход от педагогики требований к педагогике отношений, применяется гуманно-личностный подход к ре­бенку. На каждом уроке организуется единство обучения и воспитания, педагоги ак­тивно работают над мотивацией индивидуальных достижений в учебной деятельно­сти, методы побуждения учеников к достижению коллективного успеха. Условия урока формируют должный уровень мотивации коллективных достижений, ведь групповая работа социализирует ученика, способствует развитию личности, ведь в групповой работе важно даже не то, как решили задачу, а как решали. Неудача вос­принимается как неудача всех. Успех - как успех всех.
Учитель систематически наблюдает за самореализацией каждого ученика и по­степенно создаёт его «познавательный портрет», включающий описание особенно­стей мотивационно-потребностной, эмоциональной и операциональной стороны учебной деятельности. Задача учителя при этом резко меняется. Он должен организо­вать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями. Образовательный процесс обя­зательно должен быть не только информационным, сколько развивающим. Создав ус­ловия, учитель фиксирует индивидуальное поведение ученика, накапливает своеоб­разный банк данных, из чего складывается познавательный портрет учащегося, изу­чение и описание «познавательного профиля» ученика (своеобразный тип мышления, склонность к определённым предметам).
Учителями коррекционной школы № 59 активно на практике применяют данные технологии: на занятии «мастер класс» по изготовлению поздравительной открытки учителем трудового обучения Латыповой В.Г. ученики выступили в роли консультан­тов, обучающих педагогов и присутствующих гостей технологии изготовления от­крытки. Это делает каждое занятие картонажно-переплетной мастерской не только ингересным, но с большей активностью учащиеся демонстрируют свои знания, уме­ния, мастерство.
Ряд педагогов предоставляет учащимся возможность самостоятельного выпол­нять несложные задания, опираясь на зону ближайшего развития, самостоятельно вы­бирая себе посильное задание. Так на уроке валеологии ученики имеют возможность выбора социальных ролей: водитель, пешеход, случайных свидетелей, и самостоя­тельно определяются с дальнейшими действиями при оказании первой помощи при ДТП (учитель Садулаев М.Б.).
На уроках географии, сопоставляя показания карт наблюдения погоды за по­следние несколько, лет учащимися был сделан вывод - потепление климата. На каж­дом уроке Дусовой Л.Н. задаются учащимся проблемные вопросы, которые заставля­ют учащихся размышлять, делать необходимые выводы, а порой и отстаивать свои «позиции».
Учениками начальной школы, совместно с родителями, активно и с большим интересом работают над составлением ШЭЖЕРЕ и «История моей семьи».
Учителями трудового обучения всегда дается возможность каждому ученику оценить свою работу и работу одноклассника
Большинство учителей нашей школы применяют личностно-ориентированные технологии на практике, предоставляя возможность выбора учащимся, предоставляя возможность каждому ученику самооценивания, анализа и самооценки содержания проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму про­верить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получи­лось, где ошибки). Учащиеся все чаще анализируют и оценивают характер своего уча­стия в учебной работе (степень своей активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.). Девизом для коллектива педагогов нашей школы стали слова немецкого учено­го, психолога, дефектолога Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хоро­ший - учит ее находить!».

Комментариев нет:

Отправить комментарий